ДЖОЭЛ ГОЛДСМИТ

БЕСКОНЕЧНАЯ ПРИРОДА ИНДИВИДУАЛЬНОГО БЫТИЯ
О Джоэле Голдсмите - биография

Фрагменты из книги Джоэля Голдсмита

Существует старая-престарая история об одном духовном учителе, который однажды постучался в ворота рая. Бог подошел к двери и спросил: “Кто там? Кто стучит?” На этот вопрос последовал уверенный ответ: “Это -я”. “Прошу простить меня, но на небесах сейчас нет места. Приходите в другой раз”. Тот добрый человек, удивленный таким отпором, ушел. Через несколько лет, проведенных в медитациях и размышлении над тем странным приемом, он вернулся и снова постучался в ворота. Он был встречен тем же самым вопросом и дал тот же самый ответ. И снова ему сказали, что на небесах нет места, и что они сейчас совершенно заполнены. Шли годы. Учитель глубже и глубже уходил внутрь себя, медитируя и размышляя. И вот он снова постучался в ворота небес. В третий раз. И снова Бог спросил: “Кто там?” На этот раз он ответил: “Ты”. И ворота широко отворились, Бог сказал: “Входи. Здесь никогда не было места для “тебя” и “Меня”.

Не существует Бога и вас или Бога и меня. Существует только Бог, - выраженный, проявленный в качестве индивидуального бытия. Существует только одна жизнь - жизнь Бога. Божественная самость - это единственная Самость; а это - ни богатство и ни бедность, ни болезнь и ни здоровье, ни молодость и ни старость, ни жизнь ни смерть. Это - состояние бессмертия, вечного бытия, неизменяемого, неизменного, но бесконечного в своих формах и проявлениях. И смысл заповеди Учителя “отвергнуть себя” заключается в признании отсутствия любой другой самости, кроме Божественной. Мы должны отказаться от мысли, что сами по себе мы имеем какие-то качества, характер, силу, здоровье, богатство, мудрость, славу или какие-то возможности. Именно наша внутренняя Самость, Бог, и есть то, что проявляется вовне в виде вас или меня. Природа нашего существования - это бессмертие, вечность, бесконечность. И зная это, зная, что Бог - это наше существование, можно сказать:

Я - бесконечен, я - вечен, я - бессмертен, - но не сам в себе и не сам по себе, отдельный от Бога, а именно потому, что Бог - это жизнь и субстанция моего бытия. Бесконечность - это совершенство бытия, его количество и качество. Слово стало плотью. Вся плоть образована Словом Бога. Следовательно, тело мое - это совершенное Слово Бога, ставшее плотью, это проявленное Слово Бога. Тело мое, будучи сущностью и субстанцией Бога, управляемое Богом, может воплощать только активность, гармонию, радость и красоту Бога. Ничто внешнее не может подействовать на совершенство моего тела, будь это внешнее в форме пищи, микробов или мыслей других людей. Ничто, не присущее Богу, не может войти, чтобы предать мерзости и лжи”.

Существует всеобщее убеждение, что пища, насыщая нас, обладает какой-то властью [значимостью] и может быть полезной или вредной, может делать нас больными, толстыми, худыми. Но дело в том, что органами и функциями тела управляет наше сознание. Наше сознание (то есть Божественное сознание, являющееся нашим индивидуальным сознанием) и есть закон, причина, активность и субстанция органов и функций тела. Это же самое сознание является субстанцией и сущностью и той пищи, которую мы едим. Пища сама по себе не имеет никаких качеств и свойств за исключением тех, которые мы сами ей придаем. И если однажды вы согласились с тем, что сами по себе, наши пищеварительная и выделительная системы не имеют собственного могущества, а живительной силой, направляющей их действие. является сознание, то вы можете перейти к следующему шагу и понять то, что это же самое сознание само и сообщает пище ее ценность.

С момента зачатия мы как человеческие существа попали под действие материального и ментального закона. Нами управляют законы питания, погоды, климата, времени и пространства; и в качестве человеческих существ, мы всегда находимся под действием какого-то закона, либо закона материальной медицины, либо закона богословия. Эти законы представляют собой всеобщие убеждения, но они являются законами в нашей жизни до тех пор, пока мы сознательно не поймем свою защищенность от всех и всего, что является внешним по отношению к нам, пока мы не поймем, что все аспекты нашей жизни исходят из нас самих. Мы не являемся жертвами чего-либо внешнего по отношению к себе. Мы являемся духовной подлинностью, а не смертными существами, зачатыми в грехе и рожденными в несправедливости. Наша истинная подлинность - это сознание, Дух, Душа; и следовательно, мы не подвластны законам материи. Бог -это бесконечный закон, и следовательно, единственный закон - это закон Бога, действующий в нашем сознании как закон гармонии для наших тел.

Если бы мы постигли это достаточно глубоко, то мы автоматически избавились бы от любой физической дисгармонии в своей жизни. Но поскольку в большинстве случаев это всего лишь интеллектуальное признание, то оно и не является эффективным в нашей жизни. Давайте сделаем его действенным посредством определенного действия сознания:

Дух - это моя истинная подлинность. Я отделился от мира, будучи в нем. И теперь я не подвластен законам мира. Ни одно из человеческих убеждений не связывает дитя Божье, которое Я есмь. Бог - это источник моего бытия. Бог - это активность и закон моего бытия, и я сознательно - и принимаю это. Я не во власти человеческих законов, я - во власти благодати. Довольно мне благодати Твоей.

Давайте сознательно осуществим такой переход в каждой детали своей жизни - теле, работе, питании. Давайте осознаем, что все это более не находится под следствием закона человеческого убеждения, и уже не подвластно обстоятельствам и изменению. Все, что нам нужно, обеспечено этим бесконечным источником внутри нашего собственного бытия:

“У меня есть пища, которой вы не знаете... Я есть жизни: Приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать”. Из этого бесконечного истока, из этой бесконечной кладовой я питаю мое тело, обеспечиваю себя, поддерживаю мои oтношения с каждым. Так как Бог - это мое индивидуальное знание, то Он есть субстанция моей жизни, и Он воплощает все благо. Он становится законом для моей жизни, источником жизни, которая хлынула в жизнь вечную.

Бог осуществляет Самого Себя в виде нашего индивидуального бытия. Если мы оставляем заботу о самих себе, о своем благосостоянии и своей судьбе, то Бог берет это себя, и Он осуществляет Самого Себя, обеспечивая нас обходимой мудростью, активностью, возможностью, чтобы Он Сам мог осуществиться на земле же, как на небесах. Эта земля является землей лишь в степени, в какой мы сами считаем ее землей, а не небеса. Земля становится небесами в той мере, в которой мы позволяем Богу осуществить Себя в качестве нашей индивидуальной жизни.

Существует одна единственная Самость, и эта Самость есть Бог. Мы поддерживаем внутри себя ложное ощущение этого “Сам”. Всегда существует какая-то проблема, которая беспокоит нас, и это будет продолжаться до тех пор, пока существует забота о самих себе. Как только мы отказываемся от беспокойства об этом человеческом ощущении и осознаем, что мы существуем в качестве Бога осуществляющего Самого Себя каким-то индивидуальным образом, и вся ответственность - на Его плечах, мы освобождаемся от этого ложного ощущения oтвeтcтвeнности. Тогда Бог осуществляет Свое собственное предназначение вкачестве индивидуального бытия. Внешне это может выглядеть так, как будто бы мы стали счастливыми, начали процветать.

Бог является всеобщим [вселенским] разумом, но Бог также является и индивидуальным pазумом или мудростью. Следовательно, природа нашей мудрости и возможностей - сама безграничность. Наш природа безгранична, пока мы осознаем, что природа, характер и количество этого разума, есть Сам Бог.

Говорят, что мы должны иметь в себе тот же разум, что и в Христе Иисусе. Мы уже имеем его, но надо осознать внутри себя. Именно этот разум и превосходит образование и опыт. Он использует нас для своей цели, когда мы приходим к сознательному постижению этого разума как своего индивидуального разума. Достижение такого осознавания даже в небольшой степени выделяет человека. Оно может поднять его над обычной жизнью и сделать из него художника, скульптора, музыканта, религиозного деятеля, архитектора, строителя или любого творческого работника, потому что он приник к источнику большему, чем он сам, большему, чем его образование или его собственный опыт. Моисей, пастух в горах, стал вождем еврейского народа, Иисус, кого соседи знали как плотника, стал Мессией. Бог является бесконечным сознанием, и Бог является нашим разумом и нашим сознанием. Поэтому все аспекты жизни: активность, обеспечение, здоровье, гармония и полнота, происходят именно из нашего сознания. Не существует какого-то далекого Бога, который все это дает нам. Все чудесные явления: облако, появившееся днем, манна, падающая с неба, разверзающееся Красное море, стол огня, вода, появляющаяся из скалы - это проявление истины в нашем сознании. Бог, находящийся в центре нас, это Я в центре нашего существа, которое умножает количество хлебов и рыб и является нашей защитой в самом центре войны посреди атомных бомб и даже в центре ада.

Я есть Господь и нет никого более. Я, которое внутри тебя, есть могущество. Я, которое внутри Моисея, сотворило облако днем и столб огня ночью. Я, которое внутри Иисуса, умножало хлеба и рыбы и исцеляло людей..

Я ЕСТЬ - это Господь, Я ЕСТЬ - это Спаситель, Я - это Бог. Это Я - не какое-то личное ощущение самости, которое идет по земле, называя себя Билл, Мэри или Генри и говорит высокомерно: “Я - Бог”. Нет, оно шепот: “Знай: Я в тебе и ты во Мне, мы - одно. Когда мы слышим это, Божественная интуиция внутри нас говорит об этом присутствии, мы знаем, что это Я, которое есть Бог, “ближе чем дыхание и ближе, чем руки или стопы”.

Это Я, которое есть Бог, сотворило нас по Своему слову и подобию, дало нам Свою природу и качества. И это Присутствие никогда не оставит и никогда не предаст нас. Даже если мы пойдем по горящей земле, это Присутствие, Христос, пронесет нас сквозь нее в безопасное место, что даже запах дыма не коснется нас. Каково бы ни испытание в нашей жизни, даже “...в долине смертной Ты со мной”. Мы обретаем свое благо Богом, и наше сознание присутствия Бога проявляется внешнем мире как ежедневное обеспечение всем, как нибудь возможность, гармонии и красоты в жизни.

Все искажения мира и вся дисгармония исходят от ложного ощущения “я”: из ощущения того, что “я” - делатель, “я” - это или “я” - то. Но “я” с себе - ничто, Отец - это то, что есть Я, а “я” лишь инструмент для славы Отца, инструмент для жизни Отца, сквозь которую может сиять Его свет.

“Возрадуйтесь, ибо имена ваши записаны на небе. Возрадуйтесь, что вы обрели свою подлинность. Возрадуйтесь, что вы пробудились к небесному знанию. Если Дух овладевает вашей рукой и если Дух овладевает вашим голосом и заставляет ее писать, следуйте водительству Духа. До того времени живите обычной жизнью, но днем и ночью осознавайте, что именно Бесконечное Невидимое дает гармонию, радость, покой и процветание. По мере того как вы будете настойчивы в практике, вы совершите сознательный переход к состоянию сознания, где вы, действительно, будете чувствовать и знать: Я живу не хлебом единым, я живу не пищей одной. Существует нечто иное, действующее во мне. Нечто иное, чем “я”, совершает работу; “я” не планирую ее сознательно, “я” не делаю ее сознательно, “я” не думаю о ней сознательно. Сила, большая, чем “я”, ответственна за нее.

“Я” имею пищу, о которой вы не знаете”... Я имею хлеб, вино, воду... Я есть воскресение. Вся сила исцеления, искупления и возрождения - находится внутри меня.

Это - трансцендентальное учение, данное Учителем. Как человеческие существа мы полагаемся на людей, на вещи во внешнем мире, на образование, деньги, связи или на свои капиталовложения. Тот, кто имеет свое бытие во Христе, полагается на Дух и верит в то, что Дух проявит во внешнем мире все то, что необходимо. Когда мы сталкиваемся с какой-то потребностью или желанием, давайте осознаем, что источником осуществления этого желания или удовлетворения потребности является Дух. Давайте осознаем Дух как закон управления всем этим. Затем займемся своим делом, предпринимая такие шаги, которые могут быть необходимы в” данный момент. Это и есть нормальная, естественная жизнь, и одновременно это есть позволение Духу, Бесконечному Невидимому быть законом этой жизни; быть ее субстанцией и причиной, быть ее гармоничной поддержкой и обеспечением. То есть, мы сами не осуществляем никаких изменений в своей жизни, если только Дух, Сам Дух не направит нас к чему-то новому.

Существует могущество, которое управляет нами, заботится о нас, защищает нас, поддерживает и хранит. Ощущение личной ответственности и страх того, что может сделать нам другой человек, исчезают:

Я во мне самом есть могущество; Я идет передо мною, чтобы выпрямить пути мои; Я - со мною в глубоких водах; Я - подле меня на огненной земле.

Это и есть сознательное воспоминание о Я, о бесконечной природе индивидуального бытия, которое надо непрерывно поддерживать в себе.

Осуществление происходит только тогда, когда мы способны отказаться от личного ощущения “я” для того, чтобы Бог мог осуществить Самого Себя. Давайте будем внимательными, чтобы избежать того эгоистического ощущения, что Бог ведет к осуществлению вас или меня, что Он делает что-то для вас или для меня. Духовное осуществление означает, что Бог осуществляет Самого Себя, осуществляет Свое предназначение. И пусть единственным присутствием будет Бог; пусть единственным могуществом будет Бог, и пусть Бог будет светом. “Поднимись, сияй, ибо твой свет пришел, и слава Господа поднимается над тобой”. Вечно сияет Божественная слава в качестве бесконечного индивидуального

МЕДИТАЦИЯ

“Тому, кто имеет, дано будет”. “Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим....... “Люби ближнего своего, как самого себя....... “Я и Отец - одно”.

Это - наиважнейшие принципы для любого стремящегося на духовном пути. Но как осознать эти принципы, как их постичь. Довольно просто их утверждать, то есть формулировать то, что есть, но совсем другое дело - достичь или осуществить это. Принимая истинным то, что существует Отец внутри нас, о котором говорил Иисус, что существует тот Христос, посредством которого мы можем делать все, как же мы сами можем индивидуально ощутить, прожить в самих себе того Христа, который существует? Как внести это Божественное Присутствие в свою собственную жизнь? Именно это и является важным для нас.

На Бесконечном Пути древняя тема медитации или внутреннего слияния имеет особое значение, обучение которой дает возможность человеку уединиться и отрешиться от всего и всех, где бы он ни был: в церкви, в тихом месте своей квартиры, или в саду. Уединиться и, забыв обо всем в мире, обратиться внутрь себя и осуществить связь с внутренними силами, с тем, что мы называем Богом, Отцом внутри, Христом. Переживание [ощущение] Христа является возможным, и путь к этому лежит через медиацию.

Многие ищущие духовного пути жизни знают букву истины и здесь останавливаются, полностью этим удовлетворенные: “Я и Отец - одно” - это точная буква истины. Но может ли нам помочь простое повторение или интеллектуальное знание этих слов? Как часто мы говорим: “Я есть совершенное дитя Бога. Я есть духовность, я - Божественность”,- а затем обнаруживаем, что по-прежнему находимся в гуще тех же самых проблем. Это всего лишь пустые формулировки. Это все равно, как если бы мы сидели в темной комнате и повторяли: “Электричество дает свет”. Это верное утверждение, но мы будем сидеть в темноте до тех пор, пока не повернем выключатель и не осуществим связь с источником электричества. Поэтому независимо от того, сколько мы знаем утверждений истины и как часто повторяем их, ничего не произойдет с нами до тех пор, пока мы не осознаем эту истину и не придем к постижению своего единства с Источником. И путем к этому является медитация.

Царство Божие находится внутри нас. Место, на котором мы стоим, есть земля святая. И где бы мы ни были - в церкви или вне ее - там есть Бог. Учитель говорит: “И на высокой горе, в Иерусалиме ли, поклоняйся Отцу”. Бога не отыскать в каком-то определенном месте. Бога нужно обрести в сознании. Бог там, где мы, потому что “Я и Отец - одно”. Мы не можем скрыться от Бога. "Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо - Ты там, сойду ли в преисподнюю - и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря - и там рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя" [Пс. 138:7 -10].

Где мы - там Бог, где Бог - там мы, потому что невозможно отделить одно от другого:

Я никогда не оставлю тебя, я никогда не покину тебя. Я никогда не оставлю и не покину тебя, где бы ты ни был, и кто бы ты ни был: индус, иудей, христианин, мусульманин или атеист. Моя сокровенная суть - это быть самим сердцем, и душой твоего бытия.

Ты можешь временно отделить себя от Меня, вернее, ты можешь думать, что отделил себя от Меня, и ты, конечно, можешь отделить себя от благ Моего Присутствия, но это не означает, что Я покинул тебя. Ты увидишь, что днем или ночью, в преисподней ли ты, на небесах ли, или идешь долиной смертной тени, в любой момент, когда захочешь, ты можешь обернуться и увидеть, что Я иду рядом с тобой. Я - это те руки, которые окутывают тебя, Я - это то облако днем и тот светящийся столп огня ночью, Я есть то, что готовит для тебя трапезу в пустыне; если ты голоден, Я - это те вороны, которые принесут тебе еду. Я - это та вдова, которая поделится с тобой пирогом и маслом. Я никогда не оставлю тебя. Я буду для тебя манной в пустыне твоей жизни, Я буду для тебя тем, что открывает для тебя Красное море, если нет других открытых путей. Я ЕСТЬ ТО, что Я ЕСТЬ во веки веков. Я - это Я в самом центре тебя. Куда бы ты ни шел - Я пойду с тобою.

Бога не найти ни на небесах, ни в паломничестве, ни в каких-то местах или в людях. Бога нужно найти внутри себя. И как только мы внутренне приняли это, мы завершили половину своего жизненного пути, ведущего к жизни на земле как на небе. Теперь остается другая половина. Мы знаем - есть царство Божие. Мужчины и женщины, искавшие Чашу Грааля, тратили целые жизни, для того чтоб понять, что искать снаружи то, что уже было внутри них, было их ошибкой. Они заканчивали свой поиск, изможденные физически и умственно, обескураженные провалом. А потом, оглядевшись вокруг, они вдруг замечали золотую чашу, висевшую прямо на дереве, или неожиданно начинали слышать послание радости, которое все это время доспевала птичка прямо около их собственного дома. Это то. что происходит с нами, когда мы постигаем, что Царство Божие - внутри нас. Тогда половина пути - завершена.

Сотни книг были написаны об этом, но все, кто писал их, исходя из глубины собственного переживания, сходятся в том, что присутствие Бога можно постичь только тогда, когда все чувства успокоены, и мы укрепились в атмосфере ожидания, предвкушения и веры. В таком состоянии покоя и отсутствия напряжения мы остаемся в ожидании, ибо все, что мы можем сделать - это просто ждать. Мы не можем привести Бога к себе, так как Бог уже здесь, в этой внутренней тишине, в этом спокойствии и доверии.

Медитация - это приглашение: мы приглашаем Бога говорить с нами или открыть Себя нам [позволить нам узнать Себя]. Это не попытка достичь Бога, так как Бог - вездесущ. И это Присутствие уже существует. Оно существует всегда: в болезни, в здоровье, в нужде, в изобилии, в грехе, в чистоте - Присутствие Бога всегда существует, и Оно уже существует. Мы не стремимся достичь Бога, а стремимся обрести такое состояние покоя, чтобы это осознание Божественного присутствия проникло в нас.

Нас учили молиться своим думающим умом, как будто Бога можно достичь посредством мысли. К Богу нельзя прийти с помощью мысли или через нее. Никто не может прийти к Богу через ум. Даже с помощью сознательного мышления никто не может достичь Бога: к Богу можно прийти только через восприимчивое состояние сознания. Мы не знаем, когда Бог заговорит с нами, но в одном можем быть уверены: если мы живем в медитации, постоянно поддерживая и сохраняя свой контакт с Присутствием, то мы будем находиться под Божественным водительством.

Слово, которое Бог говорит нам, звучит внутри нас. Мы теперь произносим не слова, а Слово.

Насколько же глубоко наше желание постичь Бога? Как оценить глубину своей любви к Богу? Ответ заключается в следующем: сколько времени и внимания мы готовы отдавать пребыванию в безмолвии, пока не ощутим Божественного присутствия? Вот это и определяет, насколько велика наша любовь к Богу. Если у нас нет времени, терпения или готовности отдать все свое сердце, душу и ум осознаванию этого присутствия Христа, то у нас нет и достаточной любви к Богу. Это подобно следующей ситуации: представьте, что ваша мать живет в другом городе, далеко от нас. Насколько велики будут усилия, которые вы готовы делать, и жертвы, которые вы готовы принести, чтобы попытаться добыть денег и навестить ее, или послать деньги ей, чтобы обеспечить ее удобства? Это бы и определило, насколько велика ваша любовь к ней. И тот же самый способ следует использовать для определения нашей любви к Богу: насколько велика наша готовность пожертвовать своими усилиями или временем чтобы читать, изучать, или делать что-то еще, что может быть необходимым для пробуждения спящего, невидимого Христа? Это и является мерой нашей любви.

Когда мы подходим к тому, что медитируем не реже четырех раз в день, мы начинаем следовать предписанию Павла - “молиться, не переставая” [1 Фее.5:17]. Мистики открыли, что “в тишине и уповании крепость наша”. В спокойствии и тишине мы находим Бога, а не во внешнем поклонении Ему. Иисус пошел дальше, он говорил о том, что молиться мы должны втайне: мы должны войти во внутреннее святилище, закрыть дверь и молиться там, где люди не могут видеть нас. Когда мы находимся в одиночестве, может произойти нечто, что не может произойти на людях. Почему? Потому что, когда мы на людях, наше маленькое человеческое “я” находится на всеобщем обозрении. Мы не можем быть самими собою даже в присутствии своих близких. Все, что дает возможность нашему человеческому “я” показать себя, разрушает нашу духовную целостность. Чем более тайными мы храним свои отношения с Богом, никогда не обнаруживая их открыто, тем большая сила существует в них.

Человеческое “я” - эго [ego] должно быть разрушено, чтобы уступить место одному единственному Я (единому Эго), нашему состоянию сознания Христа. Будучи человеческими существами, мы обладаем своей собственной самостью, которую любим прославлять. Все учение Иисуса было направлено на разрушение личного ощущения “я” -личного эго: “Слова, которые говорю вам, Я говорю не от себя, но Отец, пребывающий во мне - Он творит дела”. “Учение это не Мое, но пославшего Меня” [Иоан. 7:16]. Он преодолел свое “я” и оставил нам пример, которому мы можем следовать: молитесь втайне. Более того, он сказал:

“Пусть правая рука не знает, что делает левая, ...и твой Отец, который видит тайное, воздаст явно”. Каждый раз, когда мы делаем какие-то благотворительные дела публично, когда мы молимся так, чтобы нас видели, когда мы на людях выражаем свои религиозные убеждения, - мы прославляем свое собственное эго, пытаясь показать, как много мы делаем, или как много мы знаем. Мы забываем, что наш Отец, который видит тайное, воздаст нам явно. Во всем этом существует великая духовная тайна. Это очень странно, что чем ближе мы становимся к Богу, чем больше мы все храним скрытым внутри себя, тем больше наше духовное раскрытие. А когда эта тайна глубоко внутри нас, то Бог своим собственным способом делает ее явной для тех, кого могут заинтересовать наши отношения с Богом.

Тайна медитации - это безмолвие. Никаких повторений, утверждений или отрицаний - просто признание Божественной всеобъемлемости и затем состояние глубокого безмолвия, которое открывает Божественное присутствие. Чем глубже безмолвие, тем сильнее медитация. То, что свято, храните в святости, храните это священным.

Голдсмит. Практика присутствия. Спб, 1997. Перевод Л.Майзельс

В сепулькарий

К началу пути

Используются технологии uCoz